Некоторые идеи из книги Michael Hesemann, "Contro la Chiesa" (Против Церкви), 2009 г.


Папесса Иоанна.

Иоанна из Ингельхейма (епархия Майнца), была одной из самых необычных женщин Средневековья. Её история – это история самой необыкновенной карьеры. Считается, что изначально она получила медицинское образование. Но она отдавала себе отчёт, что образованная женщина, в мужском обществе, во времена Средневековья, не имела шансов выжить. Тогда, переодетая в мужскую монашескую одежду, она явилась в монастырь Фулда. Различными путями она добралась до Рима, добилась известности в качестве личного врача папы, и, в конце концов, была избрана на престол Петра. В её судьбе, однако, произошёл поворот, когда она попробовала запретный плод плотской любви: папесса забеременела. Роды произошли во время прохождения процессии по улицам Рима, на одной из улочек между собором Святого Петра и Латеранской базиликой, и на свет появился ребёнок мужского пола. Тогда все поняли, что перед ними была женщина. Она обманывала кардиналов, Церковь и народ, и за это её ждала кровавая расправа, повлёкшая за собой её смерть.
Такую историю рассказывает нам один из самых успешных романов девяностых годов, Папесса, автор которого – американская писательница-феминистка Донна Вулфолк Кросс. Несколько миллионов экземпляров этого романа были проданы по всему миру. В настоящее время, режиссёр Шонк Вортман, работает над его кинематографической версией; выход фильма планируется в 2009 году. Конечно, можно написать успешный роман обо всём и обо всех, без тени сомнения, это продемонстрировал Дэн Браун. Но Кросс претендует на большее: она утверждает, что её история основывалась на реальных фактах, что Иоанна из Ингельхейма была «реальной личностью», и, кроме того, «одной из самых неординарных фигур западной истории», которая в 853 - 855, в течение двух с половиной лет являлась первой и последней в истории Церкви женщиной, занимавшей папский престол. Автор сообщает нам, что подтверждения её существования существовали до XVII века, и были уничтожены лишь в рукописях Ватикана. Только детали, присутствующие на 555 страницах романа, являются плодом художественной фантазии автора. В качестве подтверждения этого своего утверждения, Кросс снабдила своё произведение приложением из одиннадцати страниц, в котором задаётся вопрос, существовала ли на самом деле папесса Иоанна., на который сама же даёт однозначно утвердительный ответ. Так существовала ли она на самом деле? Католическая церковь на самом деле попыталась до наших дней скрывать факт существования папы женщины? Из боязни, что скандал, вызванный подобным утверждением, мог бы поставить под сомнение сам догмат папской непогрешимости и отказа в священстве женщине?
В течение более восьмисот лет – с середины IX и почти до конца XVII века – понтификат Иоанны был общеизвестным фактом и принимался, как историческая реальность, утверждает автор. А факту того, что не имеется никаких следов её существования в исторических книгах, Кросс находит очень простое объяснение: всё это результат строжайшей конспирации Ватикана. Также автор утверждает, что в XVII веке различные институты католической Церкви, чувствуя себя под прицелом всё более учащающихся и всё более профессиональных нападок протестантства, предприняли общую попытку уничтожения наиболее компрометирующих документов, касающихся Иоанны. В число объектов этой операции по чистке Ватикан включил сотни книг и рукописей.
Оба утверждения являются ложными. Начиная с IX века, действительно ходили слухи о папессе по имени Иоанна. Они продержались до XV века, в котором, с появлением критической историографии, были развенчаны, как средневековые мифы. То, что Ватикан никогда не предпринимал таких «великих чисток», подтверждается огромным множеством версий, связанных с папессой Иоанной, относящихся к позднему Средневековью; после предполагаемого уничтожения источников XVII века, немецкий историк Спангейм насчитал ещё пятьсот письменных документов, относящихся к предполагаемому понтификату. Но ни один источник не относился к именно той эпохе; наиболее старинный из них относился к периоду на четыреста лет позже, нежели дата её предполагаемой смерти.

Двойная папесса.

Существуют две версии легенды о папессе Иоанне.
Первая принадлежит Жану де Майи, доминиканскому монаху XIII века, и которая является воспроизведением версии другого доминиканца, Стефан де Бурбон (1261) из его трактата о семи женщинах Святого Духа. Там можно прочесть, что « примерно в 1100 году» жила одна умнейшая женщина, которая, переодевшись в мужчину, проникла в римскую папскую канцелярию, заняла пост первого нотариуса, затем стала кардиналом, а потом и папой. В один день, во время публичной церемонии, она родила на свет сына. Разгневанный народ привязал её к хвосту её собственной лошади, и проволочил по городу, прежде, чем казнить её и предать земле её труп. На месте, где она умерла, поставили могильную плиту с надписью: «Петре, Патер Патрум, Паписсе Продито Патрум» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»).
Вторая версия – это версия Хроники, написанной Мартином Полонием (также известного, как Мартин Богемский или Мартинус Оппавиенсис, от названия его родного города Опава, в Чехии, 1278), доминиканского монаха и папского капеллана. Из его повествования следует, что после папы Льва IV (847-855), престол Петра занимал, в течение двух лет, семи месяцев и четырёх дней англичанин Иоанн из Майнца (Йоханнес Англикус, происхождением из Могунтинус). Автор хроники недвусмысленно утверждает, что предполагалось, что это была женщина. Ещё в юности, её любовник привёз её, переодетую в мужскую одежду, в Афины, где она стала очень образованной и учёной, после чего она была отозвана в Рим для того, чтобы заниматься преподаванием. В вечном городе её качества так высоко оценили, что она была избрана на пост папы. В период своего понтификата, она забеременела, и разродилась по дороге от собора святого Петра в Латеранскую базилику, бывшей в ту эпоху папской резиденцией. Во время родов она умерла и была погребена на том же месте. Мартино утверждает, что её имя не было включено в список святых отцов, по причине её женского пола и низости её поведения.
Однако, согласно другой рукописи этой же хроники, хранящейся в Берлине, она выжила во время родов, была разжалована и провела остаток жизни в покаянии, выполняя епитимью; сын же её, тем не менее, стал епископом Ости.
Начиная с XIII века, история «папессы Иоанны» считалась достоверной. Она представлялась в Домском соборе Сиене, цитировалась в многочисленных рукописях, и еретик Ян Гус ссылался на неё в 1413, до Констанцкого Собора, не вызывая никаких возражений. Римская Церковь никогда и не пыталась скрывать факт её предполагаемого существования; более того, считалась достоверной версия Мартина Полония, и о ней упоминалось в Либер Понтификалис, в «папской книге». Говорят, что с тех пор проводят тщательную проверку новых пап с тем, чтобы удостовериться, что они действительно мужчины, уполномочивая кардинала прощупывать гениталии вновь избранного папы.
Лишь в XV веке, с появлением критической историографии, церковные историки, такие, как Энеа Сильвио Пикколомини и Бартоломео Платина, заявили о необоснованности этой легенды. Игнорируя эти мнения, Мартин Лютер, использовал версию, сделав её неотъемлемой частью протестантской полемики против папства. В ХХ веке Иоанна, как женщина, вторгнувшаяся в исключительно мужскую среду, становится героиней феминизма.
Следует обратить внимание на то, что наблюдается явное противоречие с более старыми источниками относительно дат её понтификата: разница в добрых двести пятьдесят лет. Кросс даже не делает попыток объяснить её, а ограничивается нападками в адрес Церкви, утверждая, что у неё было достаточно времени, чтобы стереть все следы существования папессы Иоанны. При этом она замалчивает факт того, что первые ссылки на предполагаемую смерть от родов мы получили именно из церковных источников. Единственный экземпляр Либер Понтификалис, содержащий специфическую ссылку на папессу Иоанну, находится в библиотеке Ватикана. Речь, тем не менее, идёт только об одной записи, выполненной графическим написанием XIV века и идентичной тому, что используется в текстах Мартина Полония. Это говорит о том, что кто-то, считающий историю реальной, лишь переписал оригинальный текст, не удостоившись проверить его.

Бенедикт III: выдумка?

На самом деле не существует источника того периода, из которого бы явствовало, что «папа Иоанн», он же Иоанна, был преемником папского престола после Льва XV в 855. Иоанн VII был папой с 705 по 707, Иоанн VIII – в период с 872 по 882. Преемником Льва IV, однако, стал папа Бенедикт III (855-858), чей понтификат заканчивается именно в тот период, когда престол должна была бы занимать «папесса Иоанна». Этот Бенедикт III, быть может, был выдумкой ватиканских хронистов, для того, чтобы оспорить существование Иоанны?
Конечно же, нет. Существуют монеты, относящиеся к первому году его понтификата, с изображением Бенедикта III вместе с императором Лотарем, умершем 29 сентября 855 года. В октябре 855 этот папа даровал хартию аббатству Корвея. Сохранилась также его переписка с архиепископом Реймса, того же года, в виде письма, адресованного епископам королевства Карла Лысого. Существование Бенедикта III, таким образом, подтверждается исторически, а существование Иоанны нет. Также Византийский патриарх, Фотий, подвергнутый отлучению от церкви, убеждённый враг Римского папства, в своих записях упоминает Бенедикта, как преемника Льва, но никогда не упоминает Иоанна или Иоанну. Какими бы яростными ни были его нападки на пап, какими бы многочисленными ни были его обвинения против Римской Церкви, и, несмотря на полемику против западного целибата, он никогда не упоминал о предполагаемой папессе, хотя и был её современником. В ходе полемики между православием и католицизмом, несмотря на все обоюдные обвинения в ереси, предполагаемому скандалу вокруг Иоанны никогда не придавали значения. Уже поэтому, есть основания сильно сомневаться в том, что она когда либо существовала.

Почему верили в папессу.

Тогда почему, начиная с XIII века, возникла вера в существование папессы? Великий историк Церкви Цезарь Бароний утверждал, что в основе этого мифа может лежать сатира на исторического папу Иоанна VIII (872 – 882), которого обвиняли в излишней слабости в отношениях с Фотием. На самом деле, отлучённый патриарх три раза с иронией назвал папу «мужественным», как будто пытаясь избавить его от обвинения в женственности.
По версии другого объяснения исторической модели папессы, это была Марозия, мать двух пап. Имя обоих пап было Иоанн. В течении двадцатилетнего периода между 911 и 931, могущественная благородная дама, любовница папы Сергия III (904-911), привела на престол Петра, и, соответственно, сместила семь пап. Одним из них был сын от Сергия III, который взял имя Иоанн Х (914-928), другой сын, которого она прижила от мужа Альбериха, стал Иоанн ХI (931-936). Эта эпоха, получившая от Барония определение, как «порнократия», достигла критической точки своего падения, когда племянник Марозии, Иоанн ХII ( 955-964), взошёл на папский престол в возрасте всего 18 лет. Историки Церкви сравнивали его с Калигулой и Нероном. Говорят, что он отправил епископа в конюшню, и превратил папскую резиденцию – которая тогда была в Латеране – в бордель. Погиб он в возрасте всего двадцати семи лет, намеренно убитый обманутым мужем, который застал его при недвусмысленных обстоятельствах со своей женой. Даже если, возможно, эти слухи были преувеличены, это были свидетельства, передаваемые напрямую, без какой – либо церковной цензуры. Немецкий император Оттон Великий стал тем, кто вывел папство на верный путь, выставив своего кандидата Льва VIII, который был папой с 963 по 965 годы.
Римские сплетники передавали любой скандал, истинный, или едва достойный доверия. Вот и в легенду о папессе Иоанне хотелось верить так долго, поскольку она была так пикантна. Самое реалистичное объяснение её появления принадлежит историку и немецкому теологу Игнацу фон Дёллингеру, отъявленному критику папства. В своей книге Легенды Средневековья, связанные с папами, опубликованной в Германии в 1863 и в Италии в 1866, он разоблачает эту историю, как популярную римскую легенду, основанную на открытии старинной статуи женщины, неподалёку от Колизея, которая носила надпись - посвящение в виде формулы «Р.Р.Р.» (propriae pecuniae posuit: «поставил за свой счёт»), а также имя благотворителя, Пап. (ирус?), патер патрум. Патер Патрум означает Отец Отцов, это был титул, применяемый к Папе Римскому в языческом культе Митра, и, на самом деле, археологи, во время раскопок, нашли под церковью Святого Клемента останки старинного языческого храма. Он находился когда-то именно в том месте, где, по версии Мартина Полония, произошли роды разоблачённой Иоанны. Даже более древняя версия легенды, принадлежащая Жану де Майи, содержала эту деталь, что для Дёллингера является доказательством её народного происхождения: римляне, обладающие богатой фантазией, по своему интерпретировали эти шесть букв «P», как «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). Это был не первый раз, когда плодом народной выдумки становились смачные, часто фривольные, истории, связанные с античными двусмысленным памятниками. Мартин, имеющий польские корни, и слабое знание характера римлян, мог и не отдавать себе отчёта в том, что, рассказывавшие ему эту историю, над ним просто посмеивались.
Кроме того, узкая дорога, ведущая из Латерана к Собору Святого Петра, когда-то действительно называлась викус Паписса, как это свидетельствуют старинные деревья города, так как она проходила мимо дома семейства по фамилии Папе. В средние века семейство Папе было таким богатым, что имело частную капеллу. По старинным хроникам, последним представителем семейства был некий Джованни Папе, умерший и оставив вдову, Папессу. Естественно, иностранец может удивиться такому странному имени, и попытаться всё это сопоставить: близость папского дворца, факт того, что во время процессий папы старались избегать этой дороги (в своё время действительно очень узкой), изображение языческого божества, или редкие изображения Мадонны (такие, как Мадонна лактанс, очень популярная в средние века, на котором Мадонна кормит обнажённой грудью младенца Христа), странная надпись- все эти детали могли стать элементами для рождения народной легенды, пока, в конце концов, она не отделилась от породивших её обстоятельств, и в Риме в неё не начали верить по-настоящему.
История очень скоро получила множество других подтверждений. Английский исследователь Ватикана Питер Стенфорд начал верить в неё, заметив, что некоторые верующие женщины носили свежие цветы к изображению Мадонны на улице Святых Четырёх Коронованных (Santi Quattro Coronati), как называется сегодня улица викус Паписса , по имени церкви, находящейся неподалёку. В Риме, впрочем, есть множество других небольших капелл, посвящённых Мадонне, куда люди носят цветы, без всякой связи с папессой. Стенфорд также утверждает, что нашёл доказательство исторической достоверности легенды о Иоанне в одной из боковых комнат Ватиканских музеев, закрытых для публики: престол из порфира, седес стеркорария, на котором, видимо, в эпоху папессы, должен был восседать каждый вновь избранный папа, в то время как кардинал ощупывал его, с целью удостовериться, что перед ним настоящий мужчина. Но форма престола, с дырой посередине, подсказывает его истинную функцию: это был старинный «стульчак» (седес стеркорария дословно обозначает «стул для опорожнения»). Это было проявление фантазии римлян, представлять его, как инструмент для проверки мужеской принадлежности пап.
Вывод очевиден: не существует ни одного реального доказательства существования папессы по имени Иоанна. При более внимательном наблюдении, её история представляется совершенно нереальной. Такая умная и амбициозная женщина, достигшая своей цели, могла бы на самом деле совершить такую решающую ошибку, как вступление в рискованную связь? И возможно ли, что её беременность оставалась незамеченной на протяжении девяти месяцев? И если даже так, разве не могла она родить ребёнка тайно?
История папессы Иоанны – это не более, чем легенда. Единственное, чему можно удивляться, что она приобрела такую популярность в феминистских кругах, поскольку содержит все женоненавистнические стереотипы той тёмной эпохи: коварная женщина, проникающая в мужской мир при помощи ухищрений и обмана, становится жертвой своего собственного сладострастия и, в конце концов, её разоблачают, и её постигает заслуженное возмездие: смерть. Но, может быть, именно это и является объяснением её появления: история должна была послужить устрашающим уроком для женщин, с тем, чтобы держать их подальше от среды мужского господства.
И, тем не менее, прецедент имел место. В XIII веке, Гульельма Богемская, учредительница еретической секты гульельмитов, предсказала, что в конце эпохи на престол Петра взойдут женщины. После её смерти, в 1281, её последователи избрали своего папу в лице миланской графини Манфреды Висконти; в 1300 она была сожжена на костре, как еретичка. С тех пор она имеет своё место «папессы» среди висконтских подделок.


Гостевая книга
На главную

Хостинг от uCoz